«Это невозможно объяснить европейцу. Ну, изобразил какой-нибудь Стендаль тупого офицера - не придет же из-за этого французам в голову возненавидеть офицерство и армию. А русский читатель из условного мира художественных образов выхватит Скалозуба и переносит его на землю, замещает им реального офицера. А уж если прочтет «После бала», то возненавидит всех полковников».

С.Г. Кара-Мурза
«Манипуляция сознанием»

«Груз 200» - это всего-навсего ужастик без особой смысловой нагрузки, причем ужастик американского формата.
А теперь – о главном. На Западе такие ужастики являются просто страшилками и не несут никакой философской или идеологической нагрузки. Исключение составляет, пожалуй, «Хостел», где американского зрителя в очередной раз пугают Восточной Европой. Но этот фильм с абсурдным сюжетом – отдельная тема. То, что отечественная киноиндустрия пытается снять что-то похожее на эти фильмы, само по себе не плохо. Плохо другое. Плохо то, что вышеуказанный фильм Балабанова зрителями воспринимается, с одной стороны, как нечто философское (восторженные критики писали, что фильм заставляет задуматься о России и вообще о человеке), а с другой стороны, как некая метафора жизни в СССР (действие фильма происходит в 1984 году, в провинции). То есть, «Груз 200» многими критиками позиционируется как вдумчивое антисоветское кино. И вот тут то и выявляется слом общественного сознания. Скажите мне, какому американцу, кроме умственно отсталого, посмотревшему «Техасскую резню бензопилой», придет в голову, что в штате Техас живут одни дегенераты и маньяки? А многие наши зрители, посмотрев «Груз», начинают кричать, что «так все и было», что «так жить нельзя», да и об «империи зла» не забудут упомянуть. А между тем фильм Балабанова дешевый (в плане художественного исполнения) и местами крайне абсурдный. Чего только стоит момент, когда сотрудники милиции воруют труп солдата и приносят на квартиру начальнику. Труп валяется там долгое время и начинает разлагаться. Видно, запаха гниющего трупа никто из соседей не чувствовал… Проблема не в том, что такой фильм сняли, проблема в том, что о нем стали говорить как о чем-то выдающимся.